Меню Закрыть

Выученная беспомощность как фактор сдерживания жизни.

От автора: Иногда в своей практике я сталкиваюсь с таким феноменом, как выученная беспомощность. Представляю свои размышления на эту тему.

Около пятидесяти лет назад Мартин Селигман проводил эксперименты по формированию рефлекса страха у собак. Он опирался на схему условного рефлекса Павлова.
У Павлова собаки получали мясо по звонку, у Селигмана удар током, он хотел проверить, можно ли сформировать рефлекс страха.
Собак зафиксировали, в вольере, ограниченном достаточно высокой перегородкой. И эксперимент начался, при звонке, животные получали удар током, они не могли никуда оттуда деться. Селигман предположил, что, когда этих собак поместят в другой вольер, с низкими бортами, то услышав звонок, они смогут убежать, зная, что за звонком последует удар током. Ведь опыт учит нас менять поведение и избегать боли?
Когда изменили вольер на другой, который не представлял собой препятствие — подавали звонок…и собаки оставались в вольере и жалобно скулили. Они даже не попытались это сделать. Когда к этим же собакам поместили другую, не участвовавшую в эксперименте, то при повторном звонке эта собака сбежала.
Селигман определил, что когда нет возможности контролировать или влиять на неприятные ситуации и события, то может развиться чувство выученной беспомощности. В 1976 году этот ученый получил премию за это открытие.
Естественно этот вывод проверяли множество раз и ученые убедились:

  • что если у человека есть систематические неудачи,
  • ситуации поражения,
  • если он испытывает потерю своего контроля над ситуацией,
  • вынужден долгое время подчиняться давлению, контролю.
  • находится в режиме постоянно изменяющихся правил и любое действие потенциально приводит к наказанию, то начинается спад энергии, инициативы, сложно проявить волевые чувства, пропадает желание что-либо делать.

Человек становится апатичным и безвольным. Дальнейшее погружение в такой ситуации чревато депрессией.
Помните сказку про Марью Искусницу? «Что вооооля, что невооооооля — все рааавно».

Я в своей практике довольно часто встречаюсь с подобным явлением. Это практически всегда есть в созависимых и зависимых семьях. Там где есть манипуляции и давление. Взрослые люди, которые уже понимают, что есть ограничения, которые влияют на их результаты, но не могут двигаться, даже если найдут способы, не могут быть успешными, в результате выученной беспомощности, которая тренировалась в течение всего детства.
Авторитарный, абьюзивный руководитель, в течение нескольких месяцев легко влияет на уровень креативности и вдохновения у своего подчиненного.
Казалось бы, приходит такой человек к психологу и понятно, что нужно делать? Искать другую работу, учится себя уважать, работай над своими навыками общения.
Да, просто…, но невозможно, и даже ситуация может поменяться и можно поменять работу и мужа или жену. Все дело в том, что человек с выученной беспомощностью не верит в то, что выход есть. Он уже сдался и определился. Он устал.
Как все таки с этим явлением можно справиться? Как не дать беспомощности заполнить всю личность и не уйти в депрессию?
Есть несколько способов начать справляться с этим:

  1. Осознать. Понять, насколько это вас ограничивает и есть ли сферы вашей жизни, где есть успешность и достижения.
  2. Делать что-нибудь все равно. Нарушать ритуалы, делать что — то, что не запрещено, не регламентировано. Например, руководитель требует бессмысленной отчетности, строго по времени, и не проверяет отчеты, найти для себя возможность сделать раньше, при выполнении ставить себе свои задачи. Важно вернуть себе субъективный контроль над ситуацией. Так появляется выбор, и самостоятельная ответственность за результат. Есть достаточно известный случай, когда в доме престарелых на одном этаже полностью лишили возможности самим решать, чем заниматься, предоставляя занятия, уход, развлечения и на другом, возможность выбрать комнату, растение, цвет белья, занятие, то это повышало и качество и продолжительность жизни тем людям, у которых был какой то выбор.
  3. Найти для себя те точки контроля, в которых вы можете принимать собственные решения. Очень важно это обязательно подчеркивать для себя и поддерживать за это особенным способом, хвалить, радовать. Как угодно.
  4. Составить список своих достижений и побед, именно тех, которые человек сам для себя определяет как победы. И пополнять этот список новыми, ежедневно. Так формируется представление о себе как о человеке, способном чего то достигнуть.
  5. Сделать себе список целей, они могут быть на каждый день и выполняя их, говорить себе, что я молодец.
  6. Консультация психолога, профессиональное сопровождение в этом процессе может заметно ускорить ваше выздоровление.

Всегда будут ситуации, которые так или иначе будут проверять нас на крепость и выносливость, и успешный опыт работы с выученной беспомощностью, может быть достаточно сильным ресурсом для дальнейшей жизни.
У вас точно есть выбор!

Privacy Settings
We use cookies to enhance your experience while using our website. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. We also use content and scripts from third parties that may use tracking technologies. You can selectively provide your consent below to allow such third party embeds. For complete information about the cookies we use, data we collect and how we process them, please check our Privacy Policy
Youtube
Consent to display content from Youtube
Vimeo
Consent to display content from Vimeo
Google Maps
Consent to display content from Google